История муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Черницынская средняя общеобразовательная школа"

В конце XIXвека в России существовало два типа начальных школ: церковно-приходские и земские. Царское правительство упорно насаждало церковно-приходские школы с двухлетним сроком обучения, с преподаванием «Закона божия» и тормозило открытие более прогрессивных земских школ.

Наше же село Черницыно было настолько темным уголком страны, что в нем не было даже церковно-приходской школы.  Примерно в 1892 году при церкви было построено небольшое зданьице, состоящее из двух комнат. Одна комната предназначалась для квартиры учителя, а другая – классная. Вот в этой комнате и велись занятия в две смены. В одну смену занимались учащиеся первого и третьего классов, а в другую – второго и четвертого классов.  Обучали детей два учителя – супруги Васильевы: Григорий Алексеевич и Анна Федоровна. Посещало занятия очень мало детей, да и то в основном мальчики из более обеспеченных семей. Дети же бедняков, а в Черницыно было до 90% таких крестьян, ходили в школу 2-3 месяца в году, когда можно было бегать босяком и не требовалось теплой одежды. Учебников у учащихся не было и писали не на тетрадях, а на грифельных досках мелками. Тетрадей было мало, и они были не линованы. Ученики имели линейки в виде деревянного четырехгранного брусочка.

Главным предметом была арифметика или грамматика, главное внимание уделялось церковному воспитанию. Преподавался Закон Божий, по которому дети, не  понимая смысла, должны были заучивать целые страницы Библии и других церковных книг. Ученики, которые не понимали смысла заучиваемого, не имели право спрашивать. Занятия в школе начинались с пения молитвы «Отче наш» и заканчивались пением молитвы в честь царя и его семьи «Боже, царя храни».  Рядом со школой была церковь, и на каждое богослужение детей водили в нее. Они простаивали  на молитвах часы, усердно молились, некоторые пели в церковном хоре. В детях воспитывали рабскую покорность, привычку не спрашивать, а принимать все на веру. Всякий интерес к знаниям убивался в зародыше. Детям внушалось, что только на том свете они обретут радость и счастье. Немудрено, что при таких условиях в Черницыно не было ни одного местного жителя, имеющего какое-нибудь образование. Большинство населения оставалось неграмотным.

Земство в России было введено в 60-е годы XIX века. Земство (местное самоуправление) явилось, как отмечал Ленин, уступкой правительства обществу. Оно ведало здравоохранением, народным образованием, устройством дорог и другим. Хотя господствующую роль в земствах играли землевладельцы-помещики, и деятельность была направлена  в их интересах, в деле народного образования они сыграли большую роль. Земства могли открывать и содержать школы, правда только начальные. Но и  это для темной глухой России было большим шагом вперед. Приблизительно в 1901-1902 годах в центре села Черницыно, в конце улицы Пушкарка, была построена земская начальная школа. Половину здания занимали две квартиры для учителей, вторую половину – две классные комнаты и большой коридор. Курс обучения в этой школе был трехлетний. Эта школа во всех отношениях была лучше церковно-приходской. Методом обучения в ней была беседа, рассказ учителя, вводились письменные и графические работы, с каждым годом все больше внимания уделялось наглядности в обучении. Иногда даже устраивались экскурсии. На уроках грамматики большое внимание уделялось орфографии и каллиграфии письма. По арифметики значительное место занимал устный счет, учились пользоваться счетами. Но тяжелое материальное положение населения сказывалось и в эти годы: из 40-5- учащихся оканчивали школу обычно 7-8 человек. Уже со второго класса начинался отсев. Такое положение с народным образованием в Черницыно было вплоть до Октябрьской социалистической революции.

 

Октябрьская революция поставила грандиозную задачу перед школой – превратить ее из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества. Уже 9 ноября 1917 года вышел декрет, по которому была образована государственная комиссия по просвещению. Народный комиссар просвещения — Луначарский обратился с воззванием к населению, к учителям и учащимся, в котором говорил об основных принципах и задачах советского правительства в области народного образования: всеобщее начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы. Уже 15 декабря 1917 года все учебные заведения, находящиеся в введении церкви, были переданы наркому и преобразованы в общеобразовательные. 21 января 1918 года был издан декрет об отделении школы от церкви и церкви от государства. Школа стала абсолютно светской. 31 мая 1918 года было введено совместное обучение мальчиков и девочек.

Примерно такие же бурные изменения происходили и в школе села Черницыно. Хотя она и оставалась начальной, количество детей, посещающих ее, заметно увеличилось. Школу посещали дети не только 8-12 лет, но и гораздо старше. В каждом классе было около 100 учеников. Тяга к образованию повела в школу и взрослое население. При школе были открыты курсы ликвидации безграмотности, так называемые ликбезы. За парты сели взрослые мужчины и женщины, которые до революции были лишены права научиться читать и писать. Черницынская школа стала работать с утра до глубокой ночи. Она превратилась в центральный очаг культуры на сели. Вечерами здесь, за неимением клуба и избы-читальни, собиралось взрослое население: одни, чтобы послушать новости, узнать, что пишут в газетах, а молодежь, под руководством учителей и первых комсомольцев, готовили спектакли, концерты художественной самодеятельности. В школе же собирались крестьяне, чтобы обсудить, каким путем им идти, как обрабатывать землю, старым ли дедовским путем, роясь ли на своих делянках, или объединиться в коммуны. Заведующий школы Васильев помогал на селе организовывать колхоз, был первым председателем колхоза, затем был в Ревкомиссии, принимал участие в колхозных собраниях, в раскулачивании местных кулаков. Днем же школа принадлежала ее хозяевам -  детям. В одной земской школе не могли поместиться все желающие учиться, была занята и бывшая церковно-приходская школа, где было две классные комнаты. В школе отменили телесные наказания, обучение стало более интересным, отменили преподавание Закона Божьего. Было введено преподавание ранее неизвестных предметов, таких как история, естествознание, рисование, физкультура. Учителя на уроках пользовались наглядными пособиями по истории, географии, биологии, математике и др. Вместо молитв дети разучивали революционные песни, во внеурочное время дети готовят концерты для взрослых, старшие учащиеся помогают учителям в обучении взрослого населения. В школе была организованна большая библиотека, читальный зал (специальная комната). Заведующий библиотекой был сам Васильев. Многие книги он выписывал сам, а затем передавал в библиотеку. Выписывались газеты и журналы и для детей, и для взрослых. В то время в деревни Анахино и деревни Маслово школ не было,  и все дети с этих деревень ходили в школу в Черницыно. Весной, во время разлива, они ночевали в школе. При школе был сельскохозяйственный огород и из овощей, выращенных на огороде, учителя и родители готовили обеды для детей.  Ученики Черницынской школы уже не довольствуются начальным образованием; окончив свою школу, они продолжают обучение в Масловской восьмилетней школе, а затем в Ленинской средней. Многие наши односельчане учились и в институтах. К сожалению, мы не можем назвать их всех, но вот некоторые из них:

Силаков Виктор Алексеевич. Служил в Советской Армии, в части, находящейся в Германии, имеет звание генерал-полковник.

Черных Борис Иосифович (1924 года). Служил офицером в Армии с начала Отечественной войны. Выйдя в отставку, окончил Совпарт школу. Работал инструктором РК партии в Хмельницкой области.

 Сестры Цуканова Мария Николаевна (1923 года) и Морозова Клавдия Николаевна (1926 года). Работали учителями начальных классов.

 Цуканова Варвара Кузьминична.  Окончила Курский педагогический институт. Работала учителем русского языка и литературы в Ванинской восьмилетней школе.

Уже в 1941 году село Черницыно было оккупировано немецкими захватчиками. Школа, да и все общественные здания, подверглись разрушению. Немцы разместились в школе, пожгли мебель, разломали изгородь вокруг школы, уничтожили сад.  Были уничтожены все наглядные пособия, библиотека, выбиты стекла, выломаны двери и окна. Школа превратилась в развалину. Надо сказать, что в селе Черницыно не нашлось учителя, который бы согласился во время оккупации работать в школе, учить детей по азбуке фашистов. Школа во время оккупации не работала. Февраль 1943 года. Освобождение Курска 8 февраля и вслед за ним освобожждение села Черницыно. Казалось, начинать учебный год ни к чему и негде. Но уже 13  марта 1943 года школа начинает возрождаться. Ленинский РОНО назначает в школу Черных Александру Николаевну, только что вернувшуюся из эвакуации, заведующей школой, а учителями Бочарову Елену Илларионовну, Смиренину  Марию Ивановну и молодых учителей. За время оккупации подросло много детей, поэтому пришли в школу и дети школьного возраста и намного старше. Их было более 200, а парт в школе было всего 12. Председателем Сельского Совета была тогда старая коммунистка Силакова Клавдия Фалеева. Она вместе со школьным активом возглавила восстановление школы. Сами учителя, родители, старшие школьники, засучив рукава, принялись за ремонт школы. В короткий срок было подремонтировано школьное здание, обмазано глиной и побелено. Не хватало стекла, поэтому часть окон была заложена кирпичом, забита фанерой, часть остеклена. На селе, у населения были взяты скамьи, табуретки, сделаны из досок козлы (в виде столиков). Большую заботу о школе проявили некоторые депутаты Сельского Совета, например, Храмцова Пелагея Парфеновна. И вот в таких  условиях свыше 200 учащихся пришли заниматься. Не на всех хватало и таких импровизированных мест, некоторые сидели на полу и писали, держа на коленях клочки бумаги, так как тетрадей не было. Отсутствовали наглядные пособия, не было библиотеки и письменных принадлежностей. Несмотря ни на какие трудности, школа работала и дети учились. К концу войны (1945 год), школа стала работать в более сносных условиях, появились учебники и тетради, хотя их все еще не хватало.Евгений Николаевич. Средств на ремонт школы было выделено мало, но правление колхоза выделило двух плотников, которые ремонтировали и делали новые парты. Техслужащие и учителя сами штукатурили и белили стены, красили парты, окна и полы. Было перестроено здание внутри, т.е. оставлена одна квартира из двух, применена внутренняя планировка, так что к началу занятий в школе было 4 классные комнаты и две в старой (бывшей церковно-приходской) школе. Новый учебный год школа начала в две смены, а не в три, как это было раньше. Родители окопали всю школьную усадьбу рвом, часть огородили изгородью, подвезли топливо-торф. В сентябре колхоз дал школе подводу для поездки в Гуторовское лесничество за саженцами. Учащиеся четвертых классов сами ездили за саженцами, самостоятельно, под руководством учителей, посадили вокруг всей школьной усадьбы тополя, акации, рябины, березы. С большой любовью ухаживали они за первым школьным парком, охраняли, поливали. В результате бывший пустырь превратился в культурный сад, который сразу бросался в глаза на фоне голой, без единого сада, деревни. Эта работа, проведенная первыми Черницынскими пионерами, послужила примером для озеленения улиц и усадеб жителей села.

Весной 1949 года на школьной усадьбе был заложен питомник, где выращивались саженцы декоративных деревьев. В 1950-1951 годах много посадочного материала было передано в родной колхоз для посадки на поле – защитных полосах, для озеленения улиц села Черницыно, учащиеся посади саженцы вдоль шоссейной дороги.  Много вокруг школы было выращено и цветов.

 

В 1949 году на родительском собрании было решено просить Ленинский РОНО и райисполком реорганизовать Черницынскую начальную школу в семилетнюю. Решением райисполкома эта реорганизация была узаконена, но коллектив учителей и сельский совет были предупреждены, что они обязаны подготовить школу и обеспечить классы мебелью своими силами и средствами. Все силы и умения были брошены на это здание, и к началу учебного года было сделано 40 парт, 10  табуреток, две классные доски, пять столов. Не хватало классных комнат, второе здание школы к тому времени было занято колхозом под кладовку. За это здание начали «борьбу» три хозяина: школа, колхоз и сельский совет, который хотел это здание приспособить под клуб. Курский облисполком решил этот вопрос в пользу школы. Школа получила две классные комнаты. 1 сентября 1949 года в 8 часов утра первые ученики трех пятых классов начали занятия. Больным местом в работе Черницынской восьмилетней была дисциплина. Все учителя понимали, что успех всей работы школы будет зависеть от дисциплины, от поведения учащихся не только в школе, но и вне ее.  А обучались в пятых классах и одиннадцатилетние и даже пятнадцатилетние, которые уже и год и два не учились. Учителя часто проводили беседы с родителями на десятидворках, классные руководители часто проводили родительские собрания. В школе большое внимание уделялось коллективному труду. Благодаря всем этим мероприятиям, коллектив учителей добился хорошей дисциплины учащихся и успешно выполняли закон о всеобуче. Дети-сироты, а их было немало, получали от школы помощь. Школа имела для этого свои средства, получаемые от школьного участка. В 1951 году в торжественной обстановке первым выпускникам Черницынской семилетней школы были вручены свидетельства об окончании семилетки. Ну а первый выпуск средней школы приходится на 1966 год.

На сегодняшний день школа имеет 2 типовых здания, рассчитанных на 520 обучающихся. В этом учебном году в школе обучается 537 обучающихся, включая 43  ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив составляет 47 педагогов, из них 9 имеют высшую квалификационную категорию, 35 – первую, 3- молодых специалиста. Средний возраст педагогов 46 лет.

Школа имеет положительный опыт участия в различных конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней.

В  2005 году школа стала  победителем в региональном конкурсе  «Лучшие школы России» среди сельских общеобразовательных учреждений Курской области.

Получение гранта  ПНП «Образование» в 2008 году дало возможность оборудовать кабинеты современной техникой.

В 2011 году по представлению Комитета образования и науки Курской области  школа включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

В 2014 году школа стала победителем IVмежрегионального конкурса «Лучшая  образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».

Несомненно, одна из самых главных форм  обучения и воспитания в школе  принадлежит урокам. 

Обучающиеся демонстрируют высокие баллы на ЕГЭ.  В прошлом году 6 выпускникам школы, которые успешно сдали единый государственный экзамен, были вручены золотые медали. Сегодня эти дети обучаются на бюджетной основе в лучших ВУЗах страны и г.Курска. Все выпускники 9-х классов сдали успешно основной государственный экзамен и получили аттестаты об основном среднем образовании.

В 2014 году Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты», при содействии Министерства образования и науки РФ подготовил перечень 200 сельских общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. Среди них и наша школа. В декабре  Губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов вручил благодарственное письмо коллективу школы за вклад в развитие системы образования, профессионализм в обучении и воспитании обучающихся.

В 2015 году  по версии «Общероссийского рейтинга школьных сайтов 3.3. (Зима 2015), сайт МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области набрал 33 бала, что соответствует высокому уровню.

В 2013 году программа школьного оздоровительного лагеря «Алые паруса»  принимала участие в конкурсе программ летних оздоровительных лагерей Курской области и стала победителем.

Принимая участие во Всероссийском конкурсе летних лагерей с дневным пребыванием для детей и подростков (при образовательных учреждениях), проводимого в рамках Марафона социальных инициатив «Вектор добра» (Ресурсный центр Инфраструктура Благотворительности «Мы помогаем помогать!») 6 педагогов школы получили благодарственные  письма.

Учителя школы используют свой богатейший опыт в работе с детьми по патриотическому, духовно – нравственному воспитанию в написании авторских программ. Программа учителя изобразительного искусства Однодворцева Евгения Ивановича «Героев помним имена» стала победителем  Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».  

Принимая участие в конкурсах различных уровней, наши дети  показывают высокие результаты: Международный фестиваль «Детство без границ»  - Храмцова Яна дипломант  конкурса, лауреат премии Губернатора Курской области для поддержки талантливой молодёжи в 2013 году. Президентские и Губернаторские стипендиаты в школе есть практически ежегодно.

В 2013-2014 учебном году команда школы получила  Диплом за 3-е место и кубок на Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» среди сельских классов-команд.

Ежегодно юные вокалисты и танцоры школы принимают самое активное участие в международных, всероссийских и региональных  конкурсах-фестивалях вокального и хореографического детского и молодежного творчества: «Славься, Отечество!»,  «Я артист», «Седьмой континент», «Щит и меч», «Кубок Губернатора» и мн. др. Становятся дипломантами и лауреатами данных конкурсов.

Для  активизации участия обучающихся школы в исследовательской деятельности  в 2008 году было создано Научное Сообщество Обучающихся, Учителей. Работы обучающихся школы  «Топонимика  моей малой родины» и «Государственная символика как отражение истории народа»  признаны лучшими в Курской области.

В этом году работа Тарасовой Дарьи «Хранима, любима Курской землей» о выпускнице нашей школы заслуженной артистки России, солистки оперного детского театра им. Н.Сац Татьяне Ханенко признана Лауреатом XVI Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».

Итог пятилетней работы в данном направлении — выпуск сборника материалов по итогам научно – практических конференций «Научно – практическая конференция как форма организации научно – исследовательской деятельности школьников». В книгу вошли лучшие работы.

В настоящее время готовится к печати второй сборник, в который войдут учебно – исследовательские работы детей о своих прадедушках «Бессмертный полк села Черницыно», посвященный 70-летию Великой Победы.

Примечательно, что именно нашей школе осенью 2013, 2015 года  доверили представлять опыт школы на региональной специализированной выставке учреждений образования «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области» на Коренской ярмарке.

В апреле этого года школе было предложено принять участие во Всероссийском образовательном форуме «Проблемы и перспективы современного образования в России» в г. Санкт – Петербурге 17-19 апреля 2015 года.

В рамках форума были подведены итоги федерального конкурса «Лучшая сельская школа – 2015».  В числе лауреатов названа и наша школа.

Данная награда, по мнению администрации школы, является признанием эффективной работы системы и качества образования большого сплоченного коллектива педагогов, обучающихся и родителей.

В конце 2014-2015 учебного года три ребенка и руководитель приняли участие в международном конкурсе декоративно – прикладного искусства во ВДЦ «Орленок» в г. Туапсе и привезли 2 диплома Лауреата Iстепени и  1 диплом Лауреата IIстепени.

6 июня, в день рождения великого русского поэта  школа впервые приняла участие в Общероссийской акции «Пушкинский диктант», проводимой Ассоциацией учителей литературы и русского языка. 11 обучающихся набрали 50 баллов и награждены дипломами победителей.

В октябре на базе школа была открыта спортивная площадка, построенная в рамках программы «Газпром-детям».

Все наши результаты и достижения не остались не замеченными руководством Курской области. И на празднике Последнего звонка мы встречали Губернатора Курской области А.Н. Михайлова, Председателя комитета образования и науки Курской области А.Н. Худина.

На зимних каникулах наши дети вместе с педагогом дополнительного образования Однодворцевой Т.В. приняли участие во всероссийском конкурсе «рождественский фейверк-2016». Результаты вы видите на слайде.

Самым ярким и значимым событием прошедшего года для нас стала победа в конкурсе на Премию Губернатора Курской области.

Мы признаны Лауреатами  премии губернатора Курской области по качеству 2015 года: в группе «Предприятия, оказывающие услуги».

Премия Губернатора Курской области по качеству  присуждается ежегодно на конкурсной основе предприятиям (организациям) за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.

 

22:00